Вашему вниманию представляю эссе (опыт работы) педагога-навигатора в рамках проекта «Билет в будущее» для конкурса «Мои горизонты».
Профессиональное самоопределение учащихся как условие успешной социализации.
Сегодня совершенно очевидно, что выбор профессии - важнейший шаг для каждого человека: он может определить всю его дальнейшую судьбу. В современном мире существует множество профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них. Кроме того, часто профессиональные намерения выпускников не соответствуют потребностям в кадрах экономики региона. Поэтому профориентация по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы, которая должна опираться на знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений, компетентностей и готовности личности к труду, саморазвитию на протяжении всей жизни.
Профориентационная работа в МБОУ «СОШ №5» Многопрофильная представляет собой систему взаимосвязанных компонентов. Важнейшим компонентом системы является инновационная педагогическая деятельность, предполагающая создание проектов, направленных на развитие и совершенствование профориентационной работы. На протяжении последних лет школа успешно транслирует результаты в этой области. Так, например, в школе реализуется всероссийский проект «Билет в будущее». Осуществление проекта «Билет в будущее» предполагает активные инновационные формы с обучающимися с целью содействия их профессиональному самоопределению. Среди основных мероприятий проекта - профориентационные экскурсии на промышленные предприятия, профессиональные пробы, трудоустройство, тренинги, мастер-классы, семинары, конкурсы, предметные олимпиады, круглые столы с целью знакомства обучающихся с востребованными профессиями. «Билет в будущее» носит комплексный характер, поскольку направлен на решение актуальной как для современной системы образования, так и для общества в целом проблемы организации в учебных заведениях профориентационной работы, обеспечивающей успешную социализацию выпускников школ, способствующей возвращению молодёжи после окончания профессиональных заведений в отдалённые населённые пункты. Данная проблема, безусловно, особенно актуальна для Ханты-Мансийского автономного округа, в котором только 2-5% выпускников возвращается в регион. В связи с этим очевидно, что реализация педагогических проектов в настоящее время особенно необходима и перспективна, поскольку направлена на объединение школы и бизнеса в единое образовательное пространство, в рамках которого только и возможна эффективная, успешная социализация и адаптация выпускников профессиональных заведений.
Одной из главных задач, стоящих перед школой, является повышение уровня компетенций выпускников - будущих абитуриентов. С этой целью в рамках проекта организуются выезды старшеклассников на консультационные и образовательные сессии, конференции в города: Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Тюмень.
Важным звеном в системе профориентационной работы МБОУ «СОШ №5» Многопрофильная является сотрудничество с ООО ИК «Сибинтек» (дочерняя компания ПАО НК «Роснефть»), взаимодействие с которым обеспечивает формирование целевых мест в ссузы, вузы региона. Именно целевое обучение можно считать гарантом возврата специалистов на Югру.
Выполнение проекта «Билет в будущее» открывает широкие перспективы для совершенствования системы профориентационной работы в школе. В школе №5 введен внеурочный урок «Профминимум», направленный на пропаганду привлечения молодых специалистов «назад в регион». Кроме того, в системе профориентационной работы по-прежнему актуальной остается организация совместной деятельности школы и бизнес-сообщества по проведению профессиональных проб и социальных практик, трудоустройство несовершеннолетних в свободное от учебы время или в период летних каникул.
В работе школы сегодня важным является и внедрение методик ранней профориентации (с 6 класса) на основе выявления задатков для успешного обучения профессиям, поэтому одним из перспективных направлений проекта «Билет в будущее» является ранняя профориентация. Реализация проекта способствует созданию оптимальных условий для определения индивидуальных образовательных маршрутов и рекомендаций по целесообразному выбору актуальных профессий на основе полученных данных методик ранней профориентации. В соответствии с этими данными и запросами обучающихся в образовательной организации сформирована профессионально-образовательная среда для школьников.
Педагоги МБОУ «СОШ №5» уверены, что профориентация должна стать обязательной программой в системе школьного образования. Такая система подготовки «кадров» даст свои результаты: в скором времени в ООО «Роснефть-Юганснефтегаз», ООО ИК «Сибинтек» будут трудиться выпускники профильных «IT-классов», в организации, предприятия региона вернутся более 30% (по плану) дипломированных специалистов каждого выпуска начиная с 2028 года.
Следует отметить прикладную направленность проекта. С одной стороны, он будет интересен представителям педагогической общественности, поскольку его реализация способствует повышению качества образования и воспитания школьников в целом, росту престижа школы на местном, муниципальном и региональном уровнях, что, в свою очередь, даёт возможность поддержки индивидуальности каждого старшеклассника. С другой стороны, воплощение данного проекта предполагает достижение результатов по созданию устойчивой функциональной системы поддержки молодых специалистов в ХМАО-Югра, положительной динамике участия представителей органов власти, бизнес-сообщества в успешной социализации, адаптации выпускников профессиональных заведений на предприятиях округа. Таким образом, этот проект значим для всех его участников, а подобная интеграция школы и потенциальных работодателей является несомненным достоинством проекта «Билет в будущее».
Раянова Гульчачак Рифкатовна, почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации МО, профориентатор, тьютор, педагог-наставник всероссийского проекта «Билет в будущее»